В свое время я многое почерпнул из книг Ошо и хоть со временем стал замечать его ошибки, но все же он оказал большое влияние на меня и этим тоже. В этом отрывке Ошо приводит великолепную практику выхода из Сансары, то есть за пределы существующей системы, не борясь с ней, но расширяя свои границы во взаимодействии с ней. Мне данная практика очень помогает на пути, потому и рекомендую вам...
ТЕЧЕНИЕ УМА ВВЕРХ – ЧАСТЬ 7
✽
Так что первым делом создайте промежуток. Второе: делайте что-нибудь, что обычно не делается в таких ситуациях. Когда кто-то оскорбляет, никто не смеётся, никто не улыбается, никто не благодарит, никто не обнимает, не открывает объятия. Делайте что-нибудь что никогда не делается! Тогда вы двигаетесь против потока, потому что поток это то, что делается, что обычно делается. Поток означает именно это. Будьте необычными! Кто-то бьёт вас – посмейтесь и почувствуйте разницу. Не только разницу в другом, но и внутри себя. Если вы можете посмеяться вы почувствуете себя совершенно по-другому. Попробуйте это – что-то абсурдное. Тогда вы отсоединяете весь механизм, вы запутываете весь механизм, потому что механизм не может понять что происходит. Механизм это только механизм. Он может быть очень глубоко укоренён, но он механичен, он не имеет сознания. Так что запутайте ваше животное. Не позволяйте ему тянуть, и толкать, и манипулировать. Запутайте животное! Чем больше вы его запутаете,...тем менее сильным оно становится. И под "животным" я подразумеваю ваше прошлое.
Это редкий эксперимент, делать что-то что никогда не делается. Когда вы счастливы, делайте что-то, что никогда не делается в счастье: будьте печальны, ведите себя печально, будьте злыми, ведите себя гневно. Запутайте механизм. Просто не позволяйте механизму знать всё что будет сделано. Не позволяйте, и в течении года ваш механизм будет в замешательстве. Кто-то будет оскорблять, и ваш механизм не будет знать что делать. Вы оторвались от своего прошлого. Так что пробуйте! Каждый момент может быть экспериментом, и вы почувствуете внезапное изменение в вашем сознании. Когда кто-то оскорбляет вас, смейтесь и чувствуйте что происходит внутри – что-то новое, чего вы никогда не знали.
Это напоминает мне Дзэнского монаха, Риндзая. Он спит в своей бедной хижине. В полночь в хижину забирается вор. Это ночь полнолуния, и вор забирается в хижину. Свет луны проникает в хижину, двери открыты. Нет никакой необходимости закрывать двери, потому что у него нет ничего. У него есть только одеяло, укрывшись которым он спит. Вор проходит по хижине и ничего не находит. Риндзай проснулся. Он сочувствует вору, потому что в хижине ничего нет. И он не хочет побеспокоить его тоже, потому что он может отдать одеяло, это единственная вещь, но вор будет побеспокоен. Он может даже убежать. Так что внезапно он начинает смеяться. Вор обескуражен. Риндзай бросает на вора одеяло и убегает из хижины. Вор следует за ним. Что случилось? Вся ситуация превратилась в полное замешательство. Так что вор бежит за ним, ловит его за руку и спрашивает: "Что ты делаешь?"
Риндзай отвечает: "Я просто запутываю свой механизм. Тебя это вовсе не касается. Не волнуйся. Это было просто совпадением что ты вошёл. Я просто экспериментировал сам с собой."
Что делать? Традиционные ответы всегда готовы. Используйте свою фантазию, используйте своё воображение, потому что ваш механизм наименее способная к воображению вещь, наименее! Он очень даже традиционен и ортодоксален. Поймите что я говорю – механизм ортодоксален, традиционен. Вы всегда злились одним и тем же образом. Привнесите что-то новое, используйте своё воображение, будьте творческими, и запутайте поток. Чем больше вы способны запутать поток, тем более вы трансцендируете его.
Так что вторая вещь – выражайте себя необычно. Не позволяйте рутины. Чем более вы её позволяете, тем сильнее она становится.
Вор, которого я упомянул, просто упал к ногам Риндзая и сказал: "Если ты можешь использовать такие вещи, позволь мне использовать их тоже. Ты убежал как вор и ты хозяин дома. Ты обезоружил меня. Я был во многих, многих ситуациях, но никогда в таких. Ты загипнотизировал меня. Ты первый человек, который не повёл себя со мной как с вором, кто не думал обо мне как о воре, так что я не могу теперь тебя покинуть. Все пытались уговорить меня оставить эту профессию, и у меня были на это свои реакции. Но с тобой я меняюсь. Теперь инициируй меня в свой путь."
Риндзай сказал: "Как я могу инициировать тебя? В реальности, когда я засмеялся, в тот момент я стал просветлённым. Когда я засмеялся, я стал просветлённым! Я пытался, и пытался, и пытался; я медитировал годами и ничего не случилось. Но в тот момент смеха что-то сломалось, что-то взорвалось; я стал отсоединён от себя. Так что это ты мой учитель, в реальности – ты инициировал меня."
Используйте что-то абсолютно абсурдное, какое использовали Дзэнские монахи. Если вы пойдёте к учителю Дзэн, вы никогда не сможете представить каким будет его ответ. Если вы пойдёте к Индуистскому учителю, Индуистскому гуру, ваш вопрос может показать каким будет его ответ. Ответ предсказуем. А когда ответ предсказуем, он бесполезен – потому что предсказуемость это рутина. Так что если вы пойдёте к учителю, вы можете знать что если вы спросите это, он ответит это. Но вы никогда не можете знать ничего с учителем Дзэн. Всё возможно, и нет ничего невозможного. Он может ответить, он может не ответить. Он может ответить таким образом, который совершенно не связан с вашим вопросом – совсем!Может быть вы спросили: "Есть ли Бог?", а учитель Дзэн может ответить: "Смотри! Солнце садится. Вечер приходит.", совершенно не относящееся к вопросу. Кто-то может спросить: "Что такое будда?", а учитель Дзэн может просто побить вас или выбросить вас в окно. Почему? В реальности, они не отвечают вам. Они просто пытаются создать промежуток между вашим вопрощающим умом и ответом – промежуток!
Если вы спросите: "Есть ли Бог?", а я выкину вас в окно, как вы можете соотнести эти две вещи? Никакого отношения. Если я отвечу: "Бога нет", это относится. Если я скажу: "Бог есть", это относится. Мой теистический ответ, мой атеистический ответ – все соотносятся. Он не создают промежутка. Но если я начну бить вас или просто начну танцевать, я просто начну смеяться, просто безумно смеяться – это никак не относится. И если вы можете быть безотносительны, отсоединены от вашей рутинной колеи, если вы можете быть выбиты из колеи, что-то случилось. И много раз случалось так, что ищущий выброшен из окна, и он возвращается назад прикоснуться к ногам Мастера и сказать: "Многое случилось, и я никогда не мечтал об этом. И мой вопрос даже никак не относился, но ты ответил мне."
Ошо "Течение ума вверх"